Меню
1+20 °
Тольятти
ЛондонВладивостокСаратовНовосибирскСанкт-ПетербургКалининградЕкатеринбургУфаВоронежЯрославльКраснодарОренбург
Город

Будущее Тольятти. Место современного искусства

Опубликовано 23 января 2016 в 09:53
0 0 0 0 0

Популярный сериал размышлений о будущем города плавно переходит от дизайна к искусству и, конечно же, не архаично-классическому, а современному. Руководитель Отдела современного искусства Тольяттинского художественного музея, куратор Саша Щербина в своей колонке рассказала о трех возможных путях развития искусства в городе, его месте и роли в жизни горожан.

У нас у всех есть мечты. И каждый из нас в первую очередь мечтает локально — личные чаяния, планы и надежды. В зависимости от смелости, энергии и собственного масштаба, мы можем шагнуть за пределы личного и посягнуть на общественное пространство. В каком месте, времени хотелось бы жить, что видеть вокруг себя, на чем передвигаться по городу и прочее. Многие никогда не реализуют свои мечты, кому-то везет больше. Но больше всех повезло художникам. Вот здесь они лукавят, когда говорят что быть художником трудно! Они могут смело переносить своими идеи (читай: страхи, надежды, идеалы, мировоззрение) на публичное рассмотрение. Артистический эксгибиционизм официально не запрещен, и где-то широко распространен (восклицания и вздохи: но-не-у-нас-в-Тольятти!).

Итак, к сути. Разобравшись с личными мечтаниями, я шагаю вовне и размышляю о дальнейшем развитии Тольятти и искусства в нем. Современного искусства – это уточнение принципиально. Уже здесь возникают проблемы. Пока оно у нас маргинально, не поощряемо официальной властью, и даже не особо наделено амбициями пробиться в люди.

В таком случае сценарий может быть такой – один из представителей сильных мира сего, мечтающий заполучить лавры прогрессивного бизнесмена, собирает команду экспертов и, опираясь на их рекомендации, двигает современное искусство в городе. Очень утопично, но возможно. И хорошо будет, если у благодетеля через месяц не сдадут нервы и хватит сил раскачать художественную среду Тольятти. В любом случае нужно будет прибегнуть к помощи внешних художников: Пермь, Екатеринбург, Самара богаты на них. Действовать нужно осторожно и точно, как хирург. Неловкое движение, и местные жители взбунтуются, поняв, что что-то происходит неладное. Мы это проходили, вернее Пермь через это прошла.

Инициативы сверху ждать не придется: дороги не ремонтируются, а значит до искусства власть еще сама не скоро дойдет — ямы на пути и бесконечный кризис. Да и мои мечтания про «прогрессивного благодетеля современного искусства» утопичны, но кто мне мешает мечтать?

А теперь третья группа, от которой можно ждать активности. Сами художники. И, скорее всего, за современное искусство в городе нужно браться новому поколению художников, которое сможет виртуозно имплантировать актуальные смыслы и образы в город в виде стрит-арта, граффити, временных акций и объектов в Тольятти. И дальше начнется постепенное развитие и ратификация современного искусства горожанами и властью. Процесс непростой, сопровождающийся всплесками недовольства со всех сторон, периодами застоя и налаживанием диалога, дальнейшим развитием.

Нейтральное минималистичное пространство Тольятти нужно заполнять не бронзой, архаичными образами бардов с гитарами, ангелами и собаками. Это уже есть, но множить такое нельзя.

И из воспоминаний: у нас два часа в Париже, мы бежим к Эйфелевой башне, проносимся мимо дорожного регулировщика, огибаем ультрамариновый геометрический объект (дотрагиваюсь до него), приближаемся к Пантеону и видим рядом с ним высокий ярко-красный объект-стелу. Спрашиваем у нашей провожатой, что это. Она объясняет, что, видимо, эта серия скульптур появилась недавно. Неделю назад этих объектов здесь не было. В гармоничной, элегантной архитектурной среде XVII — XVIII века появились контрастные и по цвету и по форме объекты. И гармония не нарушена. Вспоминаю посещения других городов. И понимаю, что контакт с городом важен через все органы чувств и в разных масштабах. И тактильность города важна. Город буквально становится близким и понятным, когда ты дотрагиваешься до него через объекты, которые сомасштабны человеку.

И я мечтаю о времени, когда Тольятти станет ближе к нам, его жителям через объекты искусства в городской среде. И тогда мы будет мыслить о нем не только в абстрактных категориях ширины проспектов, длине и номеру квартала.

 

0 0 0 0 0
Новости smi2.ru
новости

Новости smi2.ru